ROLAND BOSS CAKEWALK RODGERS  

V-Accordion Festival в Риме

Условия участия в конкурсе V-Accordion Festival 2011 года

15-16 октября прошел международный финал V-Accordion Festival в Риме. Российский финалист Алексей Черномордиков занял 4 место, уступив микроскопические баллы 3му и 2му лауреатам:

1е место КИТАЙ Hanzhi Wang 932,0 баллов
2е место Германия Rudik Yakhin 901,0 баллов
3е место Канада Jelena Milojevic 900,0 баллов
4е место Россия Алексей Черномордиков 899,0 баллов
5е место Италия Giorgio Albanese 891,0 баллов
6е место Польша Pawel Janas 881,5 баллов

С просьбой прокомменировать ситуацию мы обратились к члену жюри от России, преподавателю РАМ им. Гнесиных Александру Селиванову.

Какое впечатление на Вас произвели Алексей и другие конкурсанты в Риме?

В целом уровень конкурса этого года значительно выше, чем в прошлом. Особенно заметно это было на примере двух участников, которые уже второй год выступают на этом конкурса - Николя Кох (Франция) и Рудик Яхин (Германия, выпускник Уфимского института искусств) в прошлом году демонстрировали только свои виртуозные исполнительские качества, исполняя на V-Accordion пьесы из их обычного акустического репертуара. В этом году оба они приготовили тщательно продуманные аранжировки, специально сделанные в расчете на богатые тембровые возможности нового FR-7X. В результате Р. Яхин становится обладателем 2 премии, хотя в прошлом году он остался за чертой призеров. А вот Н. Кох, обладатель 3 премии прошлогоднего конкурса, в этот раз он даже не вошел даже в шестерку лучших.

Алексей Черномордиков, победитель российского финала V-Accordion, своими выступлениями не просто демонстрировал возможности цифрового баяна Roland. Он привез серьезную академическую программу. В такой ипостаси, пожалуй, никто в мире не использует этот инструмент так успешно, как Алексей. И подтверждением этих моих слов служит не результат - 4 место, а то, что представители Roland Europa, разработчика V-Accordion, предложили Алексею сделать запись одного из исполнявшихся им сочинений - Каприс N2 S.O.S для баяна соло Вячеслава Семенова и использовать в качестве образца академического репертуара для электронного баяна/аккордеона. Но, об можно рассказать отдельно. В целом, показалось, что для членов жюри, в состав которого вошли музыканты из разных стран и из разных музыкальных "лагерей" сложная программа Алексея показалась менее выигрышной, менее эффектной, по сравнению с программой исполнителей, занявших первые три места.

Возможно, многие из членов жюри воспринимают электронный аккордеон только как эстрадный, развлекательный инструмент, и они выставляли баллы исполнителем именно с точки зрения. Хотя, неожиданно, наибольшую похвалу Алексей получил от члена жюри из Японии, всемирно известного аккордеониста Коба (Ясуширо Кобаяши), артиста "легкого жанра".

По моему мнению, только два исполнителя из всех 14 подошли к выступлению на конкурсе, как к настоящему акту искусства, их исполнительская манера, программа, подача, сценическое воплощение, видение инструмента Roland V-Accordion были достойны Большого зала Московской консерватории - это выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных Алексей Черномордиков и обладательница 1 премии, студентка Пекинской государственной консерватории Hanzhi Wang.

Ее выступление на обоих турах было безупречным. Было ощущение, что она играет на этом инструмент всю жизнь. В руках некоторых участников электронный инструмент иногда выдавал себя - малейшая потеря контроля приводила к тому, что звук "дергался" вслед за неровным ведением меха. Неровность виртуозных пассажей и прочие исполнительские дефекты, в отличии от акустического баяна и аккордеона, очень сложно скрыть в электронном инструменте, он моментально реагирует и воспроизводит малейшее усиление удара или вздрагивание руки, ведущей мех. У китаянки инструмент звучал абсолютно естественно. Большой удачей оказался выбор программы - сочинения, сочетающие и виртуозность, и пафос, от начала и до конца нарастание эмоционального напряжение, торжественные, патетические кульминации - все было представлено в победном ключе - "я лучший исполнитель на электронном баяне в мире". Такой подход, без тени сомнения в том, что ты делаешь, безусловно, влияет и на впечатление слушателей, в том числе и на жюри. Hanzhi Wang сразу вырвалась на первое место и не отдала лидерство.

С моей точки зрения, на тот момент, среди этого состава участников, её исполнение, безупречное с общемузыкальной точки зрения исполнение сложной программы, очень удачно подобранную программу, прекрасно аранжированную, как бы инструментованную для большого симфонического оркестра, действительно заслуживало первого места. Было ли ее исполнение наиболее полной демонстрацией возможностей именно электронного инструмента - нетю Она показала только одну сторону, один вариант применения V-Accordion, но сделала это здорово.

Я поставил наивысшие баллы по критерию "раскрытие потенциала инструмент V-Accordion" польскому баянисту Павелу Янашу. Кажется, 4 года назад, он занимался у меня на мастер-классах в Летней международной школе под Варшавой, показался неплохим, но ничем не примечательным академическим баянистом.

Сейчас в его явно увлекает джазовая стезя, он продемонстрировал программу, включающую собственные импровизации и даже пьесу собственного сочинения. Именно в ней, по мнению многих слушателей, в том числе прошлогоднего победителя конкурса, новозеландца Грейсона Мейсфилда, Павел продемонстрировал наивысший на сегодняшний день уровень владения электронным инструментом. Звучание его инструмента в некоторые моменты вызывало просто недоумение и восхищение - как он это сделал? Каким образом он добился такого звучания и необычных эффектов?

Но с точки зрения музыкально-исполнительской Павел не был убедителен. Особенно пострадал первый тур, где часть программы состояла из невнятно исполненных эстрадных импровизаций. И чисто сценически Павел програл тем, что он не музицировал на сцене, а как бы управлял машиной, производя манипуляции по перенастройке инструмента по ходу выступления, напоминая этим может быть больше ди-джея или оператора за пультом электронной системы управления.

Девушка, занявшая 3 место - канадка сербского происхождения Елена Милоевич, играла разнообразную концертную программу, это было именно легкое, непринуженное музициование, в диапазоне от популярной классики до эффектных цирковых пьес. В финале конкурса она исполнила пьесу украинского композитора - несколько частей из сюиты для баяна "Семь взглядов на Архипелаг Гулаг", несколько ошарашив прочтением - благодаря спецэффетам инструмента Roland трагикомическая пьеса привратилась просто в клубный хит, который возможно с успехом исполнять на техно-вечеринке.

Остальные участники конкурса, пожалуй, делали на сцене тоже, что и вышеуказанны музыканты, только менее интересно, менее профессионально.

Ваше отношение к V-Accordion?

Воспрос моего личного восприятия электронного инструмент Roland V-Accordion - воспрос неяный еще и для меня самого. Я с радостью вижу успешные попытки реализации возможностей инструмента в самых разных стилях. Я думаю, что в сознании баянистов и аккордеонистов, как профессионалов, так и любителей, Roland должен пройти все этапы восприятия, также, как этот путь прошли и электронные пианино, синтезаторы, клавишные и т.д. Просто мы долгое время были лишены возможностей, которые дает этот инструмент. Ведь те электронные баяны и аккордеоны, которые уже несколько десятилетий выпускаются в Италии - это больше игрушки - их электронная составляющая слишком примитивна, чтобы заинтересовать надолго. Инструменты же Roland, я уверен найдут свое место в эстрадном ансамблевом музицировании. Коллективы, играющие на больших площадках, особенно открытых сценах, стадионах и т.п., с удовольствием меняют акустический инструмент на Roland, спасаясь тем самым от многочисленных проблем с подзвучиванием. Это только одна полезная особенность, за которую ухватились исполнители из разных стран. Я также уверен, что Roland будет востребован и в оркестре баянистов и аккордеонистов. Я сам уже использую этот инструмент в оркестровом составе, поручая и басовые партии и характерные соло.

Еще несколько лет назад я получал запросы об этом инструменте из музыкальных колледжей, тех, что раньше назывались культпросветучилища. Специфика образования баяниста и аккордеониста в таких учебных заведениях делает Roland незаменимым и в аккомпанировании, и в работе в студии, и создании аранжировок, особенно при минимальных ресурсах в небольших городах, клубах, ДК.

Музыкальные школы, реформируемые в настоящее время их учреждения начального профессионального образования в кружки широкого профиля, я думаю во многом смогут удержать детей в классах баяна и аккордеона именно благодаря этим инструментам, детей просто нельзя оторвать от них.

Серьезная академическая музыка - эта сфера искусства давно использует возможности электронных музыкальных инструментов и здесь V-Accordion найдет свое место, ведь у него есть существенное преимущество перед клавишным синтезатором - все электронные "примочки" еще и оживают благодаря меху и потоку воздуха, который воздействует на электронику и заставляет инструмент "дышать". Такой динамической гибкости и возможностей артикуляции пожалуй нет ни у одного другого электронного собрата.

Удивило ли Вас что-нибудь на Кубке Мира, состоявшегося в Хорватии через неделю после римского фестиваля V-Accordion?

Условия в категории Digital были проще, чем на финале V-Accordion Festival в Риме. Был всего один тур, на одного участника отводилось не более 15 минут. Здесь участники демонстрировали лучшие свои достижения.

Однако упрощение условий в части использования электроники (разрешено использовать любое дополнительное оборудование, устройства воспроизведения аккомпанемента, звуковые модули и пр.) размывают критерия, по которым нужно оценивать участников.

Например, аккордеонист из Бразилии, продемонстрировал интересные аранжировки с использованием внешнего модуля и отдельно воспроизводимого аккомпанемента. То есть много звуков его партитуры воспроизводил не он сам, устройства воспроизведения, а кто записал их, он сам или его друзья или коллеги было не ясно. Как можно оценить уровень исполнения, если исполнитель играет только примитивную партию мелодии одной рукой? Да, он при этом выглядит эффектно, двигается по сцене, трясет длинными волосами, одет в шляпу и черные очки; это прекрасно воздействуют на публику на концерте, но у меня вызвало ощущение профанации самой идеи соревнования.

Исполнитель помог мне тем, что в конце программы исполнил пьесу в чистом виде, без фона и на одном тембре аккордеона. После нее стало ясно, что как исполнитель он весьма посредственно владеет инструментом. За что и получил от меня соответсвующие оценки.

В будущем, я думаю, в правила этой категории необходимо будет ввести ограничения на использование всех вспомогательных средств, оставив на первом месте критерии музыкального искусства, все-таки это музыкальный конкурс. Хотя некоторым членам жюри этот бразилец понравился, и они ставили его на призовые места. Тут, я думаю, сыграло роль восприятие категории Digital скорее как фестивального концерта, а не соревнования музыкантов. Может быть это и не плохо. Должно пройти время, и появится целая плеяда музыкантов, всесторонне раскрывающих возможности электронных баянов и аккордеонов, и чтобы эти люди работали в жюри конкурса. Но это вопрос скорого будущего, я уверен. Также, как и категория Digital будет восприниматься как соревнование думающих, профессиональных музыкантов, а не увеселительное мероприятия для отдыха от других, "настоящих" категорий конкурса Кубок мира.

На мой взгляд, лучшее сочетание музыкальности, виртуозности, вкуса в аранжировке электронными средствами, продемонстрировал россиянин Эдуард Аханов. Алексей Черномориков, к сожалению, не был настолько безупречен в части чистоты исполнения. Поляк Павел Янаш сыграл свой коронный номер с невероятными придумками в аранжировке и эффектными звучностями. Поляк стал первый, Эдик и Леша разделили 2 место. На мой взгляд, Эдик мог вполне заслуженно быть первым, если бы членами жюри принимались во внимание все компоненты музыкального выступления. Хотя с первым местом поляка можно, в целом, смириться. Это было в своем роде выдающееся и поражающее мастерством программирования выступление.

Ваши планы?

Во время конкурса в Хорватии состоялась встреча с представителями Roland Europa: Марко Чиналья, Луиджи Брути, я и Вячеслав Семенов, народный артист России, профессор, член Союза композиторов России, а также с председателем жюри конкурса Кубок мира. Речь шла о перспективах развития конкурса Roland V-Accordion и о создании полноценного самостоятельного репертуара для баянов и аккордеонов Roland.

Впечатленные исполнением Алексей Черномордикова Каприса N2 S.O.S они предложили Вячеславу Семенову сделать окончательную авторскую версию для электронного инструмента и опубликовать ее как образец серьезного академического композиторского творчества для Roland V-Accordion.

Следующий шаг - создание нового сочинения для этого инструмента.

Возникла также идея отсэмплировать звуки инструмента Вячеслава Семенова, уникального баяна, созданного им самим из скрещивания итальянского корпуса и русских голосовых планок, да еще и имеющий единственные в своем роде конструктивные доработки, создающие неповторимую тембровую палитру.

Также обсуждалось проведения конкурса композиторов в рамках V-Accordion Festival, на создание пьес для инструмента Roland V-Accordion. 7 декабря состоится наша очередная встреча с организаторами фестиваля.


Также мы обратились к Алексею Черномордикову с просьбой рассказать о своих впечатлениях.

Какое впечатление производит инструменты нового поколения V-Accordion FR-7xb, вышедшее в 2010 году?

Мое знакомство с цифровыми инструментами "ROLAND" началось 3 года назад с модели Fr-3, потом был FR-7. Новое поколение инструментов 2010 года меня вдохновило на поиски интересного звучания как в оркестровых регистрах, так и в баянных, поскольку перемены разительны! Контроль над ведением меха стал более комфортным и реалистичным. Новая палитра тембров, комбинации оркестровых регистров, возможность добавления ударных, к аккомпанименту- все это не оставит равнодушным ни одного музыканта!

Иногда приходится слышать мнение классических баянистов и аккордеонистов, что V-Accordion был создан для низкопробной ресторанной музыки.

К низкопробному инструменту не могут проявить повышенный интерес профессура и видные музыкальные деятели страны. Председатель российского жюри В.А. Семенов признался, что у него изменилось мнение об этих инструментах, и мы уже начали заниматься над новой программой создающейся специально для этих инструментов. Лично меня эти инструменты всегда вдохновляют на творчество!

Удивило ли что-нибудь на Кубке Мира в Хорватии?

Несмотря на то, что мы прибыли в Хорватию на Кубок Мира в день нашего конкурсного прослушивания (а добирались мы из Италии на автобусе), мы были полны энергии и нам очень хотелось выступать! Уже на саундчеке мы собрали полный зал. Было видно, с каким восторгом публика воспринимает новинки. Что уж говорить о самом конкурсном прослушивании.

Такой интерес был еще только у эстрадной категории, хотя там было втрое больше участников! В восторге были все и участники и зрители и особенно члены жюри! 25 бальной системы оценок оказалось мало, т.к. у двух конкурсантов ,да еще и из одной страны (России) совпали балы до тысячных! Это случилось впервые за всю историю Кубка Мира!

Чем ты занимаешься сейчас?

Активно провожу мастер-классы на цифровых инструментах, концертирую. А так же сочиняю пьесы для баянов и аккордеонов "Roland". А так же в скором времени собираюсь в Италию, по приглашению "Roland Europa" для записи видео и аудио каприса Вячеслава Семенова "SOS".

Условия участия в конкурсе V-Accordion Festival 2011 года

Размещено: 03.12.2010

интервью

Российский финалист Алексей Черномордиков в Риме занял 4 место, уступив микроскопические баллы 3му и 2му лауреатам

Альберт Ильясов (Bebertos), победитель Loop-Contest Russia 2010, рассказывает о своей поездке в Калифорнию на международный финал конкурса Loop Contest, проводимого Roland.

Барабанщик Омар Хаким, игравший у Мадонны, Майлса Девиса и Стинга, рассказывает в своём интервью о том, как музыкальные технологии помогают ему оставаться востребованным так долго.

Большинство групп только мечтает о том, чтобы их альбом содержал хотя бы один хит, попавший в чарт. Некоторые счастливчики способны добиться этого, однако немногие из них способны удержать успех. Еще реже группам удается поддерживать свою популярность год за годом.
Чикаго – это группа с 30-летней историей. Их новый альбом называется XXX, компания продолжает гастролировать по миру и собирает огромные концертные залы. С музыкальной точки зрения они ничуть не менее интересны, чем ранее. Ритмическое основание их фактуры – барабанщик Трис Имбоден (Tris Imboden), играющий в Чикаго уже 16 лет.

 
Тел./факс: (495) 981-49-64, 117545 Москва, ул. Дорожная, 3 корп. 6 Схема проезда Вход на сайт Регистрация
© 2008 Roland Россия